Храмы и церкви городского округа Ступино

Фотоматериалы представлены Вадимом Шульцем www.shults.ru.
Использование и распространение только с разрешения автора.
Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь

Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь

Сайт www.svtbm.ru

В конце XV в. вблизи от Каширы на белых песках берега реки Оки был основан мужской монастырь, получивший название Свято-Троицкий Белопесоцкий монастырь. Он стал важным форпостом в обороне границ Московского государства от монголо-татарских набегов, так как закрывал переправу через Оку и дорогу на московские земли, а для окрестных крестьян являлся надежным убежищем. В начале XVI в. вблизи Каширской дороги, соединявшей Каширу с Москвой, возник «починок Ступинский». Московский князь Василий III пожаловал его вместе с окрестными селениями игумену Троицкого Белопесоцкого монастыря Владимиру.

Церковь Всех святых в земле Российской просиявших г. Ступино

В 2003г. город отметил только лишь свое 64-х летие и по понятным временным причинам городского храма не имел. В 1997г. усилиями прот. Михаила Редкина, в то время благочинного церквей Ступинского округа, на базе городского дома культуры, который на тот момент уже не функционировал, было арендовано помещение под проведение богослужений и зарегистрирован приход во имя Всех святых в земле Российской просиявших. С того момента богослужения совершаются в городе, хотя еще не в настоящем храме, но все же, ежедневно. В 2003г. в помещении, где размещается Приход церкви впервые было совершено Архиерейское богослужение, которое возглавил Высокопреосвященнейший Григорий, Архиепископ Можайский, в Пяток Светлой седмицы. При церкви на протяжении всего времени существует Воскресная школа, ведутся беседы о Православии со взрослыми, отдельные встречи с молодежью. Приход окормляет районные приют и детский дом. Большая работа ведется в дошкольных и общеобразовательных учреждениях. В настоящее время подписано решение главы Администрации района о выделении участка земли в городе Ступино под строительство городского собора. Идет полным ходом работа по подготовке к началу строительства церкви. В помещении Ступинской Центральной Городской Клинической Больницы в 2000 г. создан храм — часовня в честь вмч. Пантелеимона. администрация больницы любезно предоставила помещение для совершения богослужений, где с того времени регулярно совершаются службы, на которых присутствуют и находящиеся на лечении и медицинский персонал.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери с. Авдотьино

С. Авдотьино на р. Северке — родовое имение Новиковых. В 1627 г., незадолго до смерти (умер на службе в Свияжске), его получил за многолетнюю службу прямой предок русского просветителя Николая Ивановича Новикова, Андрей Фёдорович. В 1749 г. отставному статскому советнику Ивану Васильевичу Новикову была выдана храмозданная грамота на построение каменного храма на месте старой деревянной церкви. В 1753 г. был освящён северный придел во имя преподобного Василия, епископа и исповедника Парийского. В 1776 г. главный престол освящён во имя празднования Тихвинской иконе Божией Матери. В 1789 г. во имя святителя Алексия Митрополита Московского был освящён южный придел, возведена колокольня. Композиция храма — «восьмерик на четверике» — традиционна для елизаветинского барокко и храмов более ранних лет. В советское время храм был закрыт, внутреннее убранство уничтожено, не сохранилась стенная роспись. Из всех икон промыслом Божиим была сохранена лишь храмовая икона Тихвинской Божией Матери. Здание использовалось как зернохранилище. В 1963 г. студенческий отряд МГУ произвёл его консервацию. В 1993 г. храм передан общине верующих, в нём возобновлены богослужения. В настоящее в храме совершаются регулярные богослужения. При храме имеется Воскресная школа для детей села и близлежащих деревень.

Церковь Покрова Божией Матери с. Авдулово

Красивый вид на село открывается от Спасского. Сложенная из обтёсанных белокаменных блоков Покровская церковь охвачена с трёх сторон большими прудами на р. Реуте. Она была построена в1762 г. в усадьбе И. Юренева, принадлежавшего к старинному дворянскому роду. Из Юреневых особенно прославились стрелецкий сотник Семён Васильевич, отражавший в 1590-93 гг. шведов от стен Соловецкого монастыря, и участник Северной войны 1700-1721 гг. Иван Игнатьевич (ум. 1748 г.) В храме, почти окружённом водой, было очень сыро. В конце XIX в. местный священник решил пристроить тёплый придел. Ввиду недостаточности церковных сумм он обратился за помощью к проживавшим в Санкт-Петербурге местным уроженцам Бушуевым. Те пожертвовали 5000 рублей, и такую же сумму — М. И. Качанов. Руководство постройкой принял на себя Ф. И. Бушуев, приехал из Санкт-Петербурга и три года жил в Авдулово, выполняя также обязанности ктитора храма и попечителя церковноприходской школы. Наконец 1 октября (ст. ст.) 1891 г. состоялось освящение придельного храма Архангела Михаила и вновь возведённой колокольни. В советское время храм был закрыт. Священник Михаил Алексеевич Успенский (род. 1874) арестован и расстрелян 12 декабря 1937 г. на Бутовском полигоне под Москвой- На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 г. о. Михаил прославлен как новомученик.

Церковь Успения Божией Матери с. Алёшково

Ныне существующая каменная трёхпрестольная церковь Успения Божией Матери (другие престолы святителя Николая Мирликийского Чудотворца и преподобномученицы Евдокии) построена в 1819 г. в усадьбе П. А. Новиковой. Потом усадьба принадлежала Кожиным, после них Щербаковым (владельцам фабрики в Озёрах, выходцам из крестьян).

Церковь Покрова Божией Матери (Рождества Христова) с. Батайки

Многие сёла в Ступинском районе расположены скрытно от главного пути, как будто они ещё помнят набеги татар. От дороги, ведущей вдоль Оки, ответвляется в лес множество тропинок. Сворачиваем на одну из них — тупик, брошенный пионерский лагерь. По другой -опять не туда. Узенькая извилистая дорожка ведёт вглубь леса, кончается асфальт, и вдруг пес распахивается: во все стороны поля, и на опушке маленькое, домов 30, село. От взорванного в советское время, но даже в своих развалинах величественного храма Рождества Христова, построенного в 1828 г., осталась только трапезная часть. Он был приписан к храму Казанской иконы Божией Матери в с. Суково. С. Батайки (в старину оно называлось Батасово) получило такое непривычное для уха имя от речки, на которой расположено. Поражает обилие храмов, ещё до 1950-х гг. находившихся в его окрестностях. На 4-6 километров вокруг стояли храмы Воскресения Словущего в с. Кондрево (разрушен), иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость с. Возцов (разрушен), Рождества Божией Матери погоста Кременье (разрушен), Казанской иконы Божией Матери с. Суково и иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира.

Христорождественская церковь с. Березнецово

Краснокерпичная церковь рождества Христова на рождественском погосте построена в 1887 г. в стиле электики. Стены украшены белокаменными тягами и наличниками. В годы лихолетий храм был закрыт и изуродован. В настоящее время находится в руинированном состоянии, но усилиями верующих восстанавливается.

Церковь Успения Пресвятой Богородицы с. Большое Алексеевское

Село известно исстари. В 1715 г. в нём на средства прихожан была построена каменная церковь, в 1801 г. капитально перестроенная. В трапезной были устроены приделы, освящённые во имя святителя Алексия Митрополита Московского и преподобного Сергия Радонежского. В 1938 г, храм был закрыт, разрушены колокольня, завершение храма, здание было в 1939 г. переоборудовано под клуб. В 2000 г. в храме возобновились богослужения.

Церковь Преображения Господня с. Бортниково

Село имеет древнюю историю, и церковь в нём стояла издавно. В XVII в. селом владел боярин Михаил Борисович Шеин, которого можно назвать одним из спасителей России в Смутное время, человек трагической судьбы. В 1605 г. он был воеводой в Новгороде-Северском. Все города в округе передались Лжедимитрию, только Шеин хранил верность юноше царю Федору Годунову. Он покинул город, лишь когда и его гарнизон признал Самозванца. Боярин в 1606 г., в 1607 он был назначен воеводой в Смоленск и в 1609-1611 гг.. возглавляя оборону города, держался до последнего, несмотря на безнадёжное положение, и не пустил армию польского короля Сигизмунда к Москве. После взятия города, раненый, он попал в плен, претерпел пытки. В Россию вернулся только в 1619 г. В благодарность Богу за избавление от плена Михаил Борисович в 1620 г. воздвиг на месте, где она стоила и раньше, церковь Преображения Господня. В 30-х гг. XVIII в. Бортниково — часть обширных владений графов Скавронских. Это родственники императрицы Екатерины I, привезённые в Петербург, но при жизни Петра I содержавшиеся в тайне. При восшествии на престол Екатерина I указом от 5 января 1727 г. возвела в графское достоинство своих братьев Карла и Федора Самойловичей. Искренне, как и его сестра, принявший православие Карл Самойлович в 1735 г. пристроил к деревянной церкви Преображения Господня приделы Покрова Божией Матери и мученика Харлампия. Эта церковь стояла в селе до построения каменного ныне существующего храма. Село перешло к сыну Карла Самойловича, графу Мартыну Карловичу Скавронскому (1716-1776) — генерал-аншефу, обер-гофмейстеру двора, кавалеру высшего российского ордена святого апостола Андрея Первозванного. Он был воспитан в Петербурге, в гимназии при Академии наук. При императрице Анне служил в армии, при Елизавете возвращён ко двору и сделан камергером. Его женили на баронессе Марии Николаевне Строгановой (1732-1805), прибавившей к его огромным богатствам богатейшее приданое. Мартын Карлович был человек не алчный, чуждый интриг, в своем завещании он писал: «что касается до крестьян, главное мое было попечение содержать их добропорядочно и не отягощать непомерною службою и поборами». После смерти мужа Мария Николаевна с 19-летним сыном уехала в Италию, там она жила безвыездно. В Бортниково о ней напоминает то. что именно она перенесла церковь на нынешнее её место. Ныне существующая в селе каменная церковь Преображения Господня построена по проекту, созданному в 1879 г. архитектором Владиславом Осиповичем Грудзиным. Строительство закончено в 1895 I Диакон церкви с. Бортниково о. Николай Александрович Вознесенский (род, 1873) был арестован и 26 февраля 1938 г. расстрелян на Бутовском полигоне. Храм был закрыт и частично разрушен (утрачено пятиглавие). В 1992 г. здание передано общине верующих и восстанавливается. Восстановлены уже три купола на храме и продолжаются восстановительные работы.

Церковь Преображения Господня с. Верзилово

Церковь Преображения Господня с. Верзилово

Каменная домовая церковь Рождества Божией Матери в с. Верзилово, расположенная у самой насыпи железной дороги Воскресенск-Жилево, была построена в конце XVII в. — начале XVIII в. В XIX в, пристроены трапезная с престолами Рождества Божией Матери и Архангела Михаила и колокольня. В советское время храм не закрывался, сохранил внутреннее убранство и роспись. Село принадлежало князю Петру Ивановичу Шаховскому (1751-1827). камер-юнкеру двора великого князя Александра Павловича, камергеру, с 1811 по 1816 гг. псковскому гражданскому губернатору, с 1812г. тайному советнику, и его жене Анне Фёдоровне (урождённой княжне Щербатовой).

Церковь Рождества Божией Матери с. Верховлянь

Верховляны были большим селом на дороге в Коломну. Каменная церковь Рождества Божией Матери, построенная в конце XIX — начале XX вв.. в 1930-е гг. была закрыта, в ней устроили помещение по ремонту тракторов, позднее разрушили южную и северную стены. Невдалеке от неё, в южной стороне села, располагались усадьба (от которой осталась часть парка) и деревянная церковь XVIII в. Вокруг в советское время уничтожены храмы: деревянный Святой Троицы в с. Оглоблино, Воздвижения Животворящего Креста Господня в с. Бардино. Трёх Святителей в с. Кобяково и Смоленской иконы Божией Матери в с. Полубояриново.

Церковь Рождества Божией Матери с. Вихорна

К древнему (первое упоминание — в духовной грамоте великого князя Василия Димитриевича начала XV в.) селу, получившему название от речки ведет от Каширского шоссе единственная малоприметная дорога. Кругом какие-то свалки, всё перекопано, рассыпаны ржавые трубы. Но приближаемся к церкви, и местность преображается: чистые берёзовые рощи, большой и очень красивый пруд. На его берегу стоит каменный трёхпрестольный храм Рождества Божией Матери с приделами Владимирской иконы Божией Матери и святителя Николая Мирликийского Чудотворца. Он возводился в середине 1860-х гг. (деревянный храм с тем же названием был построен в 1863 г., и почти сразу же начали строить каменный). Усердием церковного старосты М. Никифорова в 1909 г. он отремонтирован. В советское время храм закрыт и разграблен. Обрушены своды, уничтожено пятиглавие. Последним священником здесь был о. Феодор Бобков (род. 1874), расстрелянный на Бутовском полигоне 17.02.1938 г. На Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 г. о. Феодор прославлен как новомученик. В данное время восстановлена колокольня с куполом и крестом.

Покровско-Ильинская церковь с. Воскресенки

Покровско-Ильинская церковь с. Воскресенки

На Ильинском погосте, что на р. Ситенке, издревле стояли, сменяя одна другую после вражеских набегов и пожаров, деревянные церкви. На другом берегу речки расположилось сельцо Воскресенское. В XVI в. им владели князья Пётр и Андрей Петровичи Оболенские. В середине XVI в. князь Иван Андреевич Лапин-Оболенский пожертвовал сельцо в Белопесоцкий монастырь. Деревянный храм Илии Пророка с колокольней, построенный в 1735 г. .простоял до 1903г., когда по ветхости был разобран. На его месте поставлена часовня. В 1847 г. началось строительство ныне существующей каменной церкви Покрова Божией Матери. Сначала возведена трапезная с престолами святителя Николая (освящён в 1853 г.) и пророка Илии (освящён в 1856 г.) Часть храма с престолом во имя Покрова Божией Матери освящена в 1887 г. В 1897 г. достроена колокольня. В 1900 г. установлена ограда. В середине 1950-х гг. храм был закрыт, в 1960 г. в полном разорении возвращён верующим. За пять лет, прошедших после закрытия, были уничтожены иконостас и полы, разбиты купола, повреждены кресты. На богослужения собиралось не более 10 человек. В 1962 г. по требованию уполномоченного по делам религии в с. Воскресенки из с. Гребнево Щёлковского района был переведён о. Димитрий Слуцкий. С помощью Божией ему удалось восстановить храм, построить для причта два дома и новую церковную ограду. В настоящее время храм функционирует полностью, имеет Воскресную школу.

Церковь Воскресения Христова с. Городня

Церковь Воскресения Христова с. Городня

Одно из древнейших поселений на земле Подмосковья, с. Городня, упоминается в духовной грамоте великого князя Иоанна Калиты (первая греть XIV в.). Село было дворцовым. В начале XVI в. им владел Степан Иванович Злобин, в 1529-1532 гг. ездивший послом к крымскому хану. В писцовых книгах за 1578 г. сказано: «Село Городня, а в селе церковь Воскресения Христова каменная вверх (то есть шатровая), да другая церковь Иоанна Милостивого древяна». Во 2-й половине XVI в. село принадлежало Ивану Васильевичу Меньшому, боярину (1559 г.) из рода Шереметевых, воеводе в казанском походе. В 1572 г. он участвовал в бою на р. Молоди, где небольшое русское войско, защищая Москву, заставило отступить 100-тысячное войско крымского хана Девлет-Гирея, двумя годами раньше сжёгшего столицу. Иван Васильевич — участник всех ливонских походов. В 1578 г. он был убит под Ревелем, который он поклялся взять или умереть. Село перешло к его сыну Фёдору Ивановичу {ум. 1650 г.). Он участвовал в избрании на царство Бориса Годунова, был послан против Лжедимитрия I, после смерти Бориса перешёл на сторону самозванца и получил от него боярство, но потом ввёл в Москву войско, которое помогло убить самозванца. Царю Василию Шуйскому служил честно, очищал волжские города от изменников, со Скопиным-Шуйским освобождал Москву. После низложения Василия участвовал в боярском правительстве (Семибоярщина), состоял в посольстве, предлагавшем корону польскому королевичу Владиславу, и вместе с поляками был в Москве, когда ее осаждал князь Димитрий Пожарский Сыграл большую роль в Соборе 1613 г. (избрание на царство Михаила Романова). В 1649 г. принял монашество. На его дочери был женат князь Никита Иванович Одоевский (ум. 1689), который и стал следующим владельцем. В 1648 г. он возглавил комиссию по составлению нового «Уложения» (свода законов), в 1654-1656 гг. принимал активное участие в войне с Польшей {в том числе во взятии Вильно), был наместником владимирским, в 1682 г., как старейший боярин, подписался под постановлением Собора об отмене местничества. Село перешло к его сыну Якову Никитичу (ум. 1697), боярину, воеводе астраханскому и начальнику Стрелецкого приказа (1681-83 гг.). Он пристроил к храму галерею и приделы святителя Иоанна Милостивого и преподобного Кирилла Белозерского. Его дочь Анна Яковлевна вышла замуж за князя Дмитрия Михайловича Голицына (1665-1737). Он состоял в Верховном Тайном Совете, пытавшемся ограничить самодержавие, и после восшествия на престол императрицы Анны попал в опалу, имения его были конфискованы. Их возвратила его сыну Алексею (1697- 1768) императрица Елизавета Петровна. От Алексея Дмитриевича село перешло к его сыну, князю Дмитрию Алексеевичу Голицыну, а в XIX в., по родству, — к Василию Александровичу Шереметеву вместе с селом Богородским (в наше время в Коломенском районе). В XIX в. была построена колокольня храма. В 1936 г. храм был закрыт и разорён. Церковь Святителя Николая с. Еганово (фото Вадима Шульца)

Церковь Святителя Николая с. Еганово

Церковь Святителя Николая с. Еганово

В 1990-х гг. передан общине верующих и восстанавливается Церковь Святителя Николая с. Еганово. С. Еганово (Яганово) на реке Реуте в 1578 г. было патриаршим. Уже тогда здесь стояла деревянная церковь Святителя Николая Чудотворца. Она упразднена в XVIII в. Белокаменная церковь построена в 1745 г. владельцем села Г. Марковым. Позднее в ней растёсаны окна и пристроен придел Петра и Ануфрия Афонских. В середине XIX в. граф А. А. Марков возобновил храм (перестроив трапезную, апсиду и верхнюю часть).

Церковь Иоанна Предтечи с. Ивановское

Церковь Иоанна Предтечи с. Ивановское

С. Ивановское на р. Сосенке относилось к дворцовой Хатунской волости. Здесь в 1646 г. была построена деревянная церковь. Под 1675 г. снова упоминается церковь, построенная «клецки» (клетью, как изба) с трапезной. В 1706 г. возведена новая деревянная церковь. В 1708 г. село, в составе волости, было — пожаловано князю Григорию Федоровичу Долгорукову, у которого впоследствии отписано в дворцовое ведомство. В 1772 г. пожаловано графу Григорию Григорьевичу Орлову, потом перешло к его брату графу Алексею Григорьевичу Орлову-Чесменскому, который в 1784 г. продал село брату Владимиру Григорьевичу Орлову. На средства последнего в 1831 г. построен на месте сгоревшей деревянной церкви ныне существующий каменный трёхпрестольный храм Рождества Иоанна Предтечи с приделами пророка Илии и святителя Николая Мирликийского Чудотворца. В советское время храм был закрыт и в нем устроен склад. В 1994 г. руины переданы общине верующих. Храм восстанавливается. С северной стороны у алтаря находится могила. Венчавший надгробие крест давно похищен, а на гранях сохранились надписи: «Здесь погребен кучер Великого князя Сергея Александровича — Андрей Алексеевич Рудинкин. Крестьянин Московской губернии Серпуховского уезда Хатунской волости, деревни Сумароковой. Умер от ран, полученных им от бомбы, убившей Великого князя Сергея Александровича в Московском Кремле 4 февраля 1905 г. Памятник сей поставлен Великой княгиней Елизаветой Федоровной Августейшей супругой в Бозе почившего Великого князя Сергея Александровича». Андрей Рудинкин, физически очень сильный, скончался от множественных осколочных ранений через 10 дней после покушения. Его вдова с 6-ю сиротами уехала в деревню мужа, его тело похоронила у приходской церкви. Женщину не бросили в беде, ей была назначена пенсия, определено место жительства во Вдовьем доме на Кудринской площади в Москве, детям помогли получить образование. В наше время могила обнесена деревянным забором, установлен надмогильный крест.

Церковь Рождества Христова с. Каменище

Церковь Рождества Христова с. Каменище

Древнее с. Каменищево на р. Сушке известно с XVII в. Уже в документах 1627 г. упоминается стоявший в нём деревянный храм Рождества Христова. В 1646 г. в селе было 7 крестьянских дворов, а церковь стояла без пения, то есть не совершались богослужения по причине отсутствия священника. Под 1677 г. упоминается церковь Рождества Христова, построенная «клецки». Деревянные церкви сменяли одна другую до конца XIX в., когда был построен ныне существующий каменный храм. Закрытый в советское время, он утратил венчавшие его главы.

Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Кишкино

Усадьба Кишкино-Пустое (Богородское тож) начала строиться в конце XVIII в., когда селом владела Н. А. Ольцева. В 1780 г. возведена церковь Казанской иконы Божией матери с приделом апостола Иоанна Богослова. Строительство в усадьбе продолжалось до середины XIX в., когда она была во владении Н. А. Кавецкой. В советское время храм был закрыт. Иконы переданы в музей древнерусского искусства им. Андрея Рублёва. От усадьбы сохранились дом с флигелями, церковь, каскадные пруды и липовый парк. Настоятель, протоиерей Пётр Любимов (род. 1867) был арестован и расстрелян 14.03.1938 г. на Бутовском полигоне. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г. прославил о. Петра Любимова в сонме новомучеников Российских.

Церковь Казанской иконы Божией Матери С. Киясово

Церковь Казанской иконы Божией Матери С. Киясово

Сайт kaz-hram.narod.ru

Церковь построена в 1701 г. (с приделом святителя Николая). В XVII в. и до середины XVIII в. село принадлежало Наумовым. В середине XVIII в княгиня Анна Михайловна Белосельская-Белозерская (урожденная Наумова, её мужем был князь Андрей Михайлович Белосельский-Белозерский (ум 1779). камергер, посланник в Дрездене) продала село. Оно служило центром волости, в которую входили сёла Малино, Спасское, Покровское с деревнями, и всю волость купила императрица Екатерина II. С 1774 по 1776 гг. управляющим волости был Андрей Тимофеевич Болотов, офицер, участник Семилетней войны, писатель и учёный, один из основателей русской агрономической науки. Его труд «О разделении полей» стал первым руководством по введению севооборотов. В Киясово крестьяне были отпущены на оброк, на казенных же землях Болотов ввел семипольный севооборот. Результатов опыта он не дождался, так как через два года был переведён управляющим в Богородицкую волость Тульской губернии. С участием Н. И. Новикова Болотов издавал журналы «Сельский житель» и «Экономический магазин», но наибольшую известность получили его автобиографические записки «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков». Труд всей его жизни рассказывает о том, чему был свидетелем автор с 1738 по 1793 гг. 9.12.1909 г. церковь Казанской иконы Божией Матери освящена после ремонта, который был проведён тщанием настоятеля храма священника о Сергия Сахарова на средства благотворителя П. Г. Савина, храм вновь расписан А. Титовым. Храм был закрыт в 1962 г., сброшен колокол, уничтожены иконостасы, роспись стен, иконы и книги сожжены. Вновь открыт в 1990 г.

Церковь Святых бессребреников Косьмы и Дамиана с. Кузьмино

Церковь Святых бессребреников Косьмы и Дамиана с. Кузьмино

Первое письменное упоминание о с. Кузьмине на р. Каширке относится к 1627 г. В селе уже тогда был деревянный храм. В 1712 г. владелец села -князь Григорий Фёдорович Долгоруков (1657-1723). Он участвовал в азовских походах Петра I, был наместником Ростовским (1698г.), с 1700 по 1712 и с 1715 по 1721 гг. послом в Польше, с которой за ключ ил союзный договор. В 1708 г. после измены гетмана Мазепы руководил выборами новою гетмана, в 1709 г. за храбрость в Полтавской битве получил чин действительного тайного советника и высшую награду Российской империи — орден святого апостола Андрея Первозванного. Его сыновья — Сергей (выдающийся дипломат, посол в Лондоне), Иван (сенатор, тайный советник)и Алексей (сенатор, гофмейстер, воспитатель будущего императора Петра II) — на семейном совете написали подложное завещание императора Петра II Когда дело открылось, Сергей, Иван и сын умершего в 1734 г. Алексея Иван были казнены. С. Кузьмине и другие владения семьи Долгоруковых перешли в Дворцовое ведомство. В 1772 г. село пожаловано графу Алексею Григорьевичу Орлову. Ныне существующий каменный храм построен в 1898 г. В 1944 г. он был обезглавлен и закрыт, в нём устроен склад. В 1992 г. здание передано общине верующих. При храме существует Воскресная школа, так же ведутся занятия в с детьми в сельской школе.

Церковь иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость (Мученика Иоанна Воина) с. Куртино

Усадьба Куртино расположена на пологом склоне, ведущем к прудам на р. Бунчихе. Из строений усадьбы Павла Мартыновича Скавронского (ум. 1 794) сохранилась каменная церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость, освящённая в 1794 г., с приделами святителя Николая Мирликийского Чудотворца и мученика Иоанна Воина (церковь иногда называют по этому приделу). В советское время храм был закрыт и находится в руинированном состоянии.

Церковь Успения Божией Матери с. Липитино

Село известно с XVI в. Оно было вотчиной Московского Чудова монастыря. Уже в то время здесь стояла деревянная церковь Воскресения Христова. В 1715 г. была построена новая церковь, престол которой освящен во имя празднования Успения Божией Матери. Храм сгорел в 1804 г. Тщанием прихожан и благотворителей в 1810 г. построена ныне существующая каменная церковь Успения Божией Матери, к которой в 1898 г. пристроена трапезная с престолами в, честь святителя Алексея Митрополита Московского и святителя Николая. В 1930-е гг. храм был закрыт. В 1990-е гг. здание передано общине верующих. В храме восстановлен пол, восстанавливается иконостас. Полностью поставлены купола на храме и колокольне, .ведутся регулярные богослужения.

Церковь Святой Троицы с. Лужники

Церковь Святой Троицы с. Лужники

Лужники в 1-й половине XVI в. — оброчное поместье Андрея Непотева. В 1559 г. оно пожаловано Троицкому Белопесоцкому монастырю. В 1627 г. в Лужниках построена деревянная церковь Воскресения Христова. В 1774 г. владелец села Семен Никитич Маслов построил новую деревянную церковь, освященную во имя Живоначальной Троицы. В 1813 г. по завещанию поручика Порфирия Федоровича Грекова на месте сгоревшей возведена каменная ныне существующая Троицкая церковь. В 1819 г. пристроена трапезная с престолами во имя Казанской иконы Божией Матери и великомученицы Екатерины. После перестройки в 1847 г. церковь приняла вид. в котором дошла до нашего времени. В советское время церковь была закрыта. В 1991 г. руины переданы общине верующих. Храм восстановлен.

Церковь Успения Божией Матери с. Малино

Церковь Успения Божией Матери с. Малино

Малино было дворцовым селом. Великий князь Московский Иван II отдал его сыну Дмитрию (будущему Донскому) среди прочих сёл, а он завещал супруге, великой княгине Евдокии (в иночестве Евфросинии. ум. 1407, причислена к лику святых, память 7/20 июля). С XVII до половины XVIII вв. село было во владении Григория Наумова, любимца царя Алексея Михайловича Его сын Михаил оставил Малино дочери Анне Михайловне, жене князя Андрея Михайловича Белосельского. У неё в 1774 г село, входившее в состав Киясовской волости, купила Екатерина II. Еще в начале XX века Малино было крупным торгово-промышленным селом. Достопримечательностью его была каменная церковь построенная в 1691г. Трапезная с пределами свт. Николая и вмц. Ектерины построена 1871г. отапливалась она изразцовыми печами. В 1936г. храм был закрыт и поруган. Трапезную приспособили под дом культуры, на месте алтаря в 1966г. построили гараж. С 1996г. храм начал возрождаться. В настоящее время здание полностью предано Церкви и ведутся восстановительные работы. Действуют Воскресная школа для детей и взрослых. В двух поселковых школах преподаются Основы православной культуры.

Церковь Воздвижения Креста Господня с. Марьинка

Церковь Воздвижения Креста Господня с. Марьинка

По преданию, село получило название по имени дочери владельца Ивана Хлопова — Марьи. В 1616 г. она была выбрана в невесты царю Михаилу Фёдоровичу и взята ко двору, как вдруг царю донесли, что она опасно, неизлечимо больна, и несчастную невесту вместе с родными сослали в Тобольск. С тех пор упал род Хлоповых, прежде знатный (у великого князя Василия Иоанновича был ясельничим Фёдор Семёнович Хлопов, в 1522 г. он выступил против крымского хана Магмет-Гирея, Иван Хлопов был послом к ногайскому хану Урусу). Владения перешли к Бутурлиным как приданое Анны Васильевны Хлоповой (1708-1771), вышедшей замуж за Дмитрия Ивановича Бутурлина. Он в 1748 г. построил ныне существующую белокаменную трёхпрестольную церковь Воздвижения Креста Господня (по состоянию на 1866 г. И. Благовещенский указывает, что храм был освящён в честь Святой Троицы с приделами Архангела Михаила и апостолов Петра и Павла). Владевший Марьинкой Пётр Михайлович Бутурлин (1763-1828) возвёл большую колокольню, его отец построил сохранившиеся до наших дней оригинальные конный двор и службы. Вероятно, автором проекта конного двора был знаменитый русский зодчий В. И. Баженов. У Петра Михайловича было пять дочерей и пять сыновей, к младшему из которых, Алексею Петровичу, генералу, ярославскому губернатору в 1846-1853 гг., перешло владение усадьбой. В 1890 г к церкви был рукоположен студент Московской духовной семинарии, священник Николай Алексеевич Боголепова. В 1891 г. он построил новое здание церковно-приходской школы. К храму с. Марьинка был приписан древний деревянный храм с. Заворино на берегу р. Северки. Он был возобновлён в 1762 г. при архимандрите Вонифатии. В 1895 г. он был реставрирован. По преданию, на этом месте преподобный Сергий Радонежский простился с полками великого князя Димитрия, шедшими на Куликово поле. В советское время храм Преображения был уничтожен, а храм с. Марьинка закрыт и разграблен.

Христорождественская церковь с. Мартыновское

С. Мартыновское, где до 1930-х гг. стояла церковь Рождества Христова, построенная в 1729 г. Староста храма Надежда Петровна Аббакумова (1880-1938), бесстрашно защищавшая храм от грозившего ему разрушения, была 2.03.1938 г. арестована по обвинению в систематической контрреволюционной агитации и 14.03.1938 г. расстреляна. В 1989 г. реабилитирована. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православн

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы с. Марьинское

Двухэтажная церковь построена в 1905 г. Нижний тёплый храм освящён во имя Покрова Пресвятой Богородицы, верхний холодный — во имя Смоленской иконы Божией Матери. Храм возводилсяна средства Екатерины Ильиной. Она похоронена в нижнем храме. В 1934 г. церковь была закрыта, священник арестован. В 1997 г. здание, лишённое купола и главок четырёх звонниц, передано общине верующих.

Церковь Рождества Божией Матери с. Мещерино

Церковь Рождества Божией Матери с. Мещерино

Древнее с. Мещерино на р. Северке впервые упомянуто в духовной грамоте великого князя Димитрия Донского (конец XIV в.}. Борис Петрович Шереметев, фельдмаршал и мальтийский кавалер, получил Мещерино в наследство от дяди, Петра Васильевича Шереметева Меньшого, который стоял во главе Поместного приказа. В 1691 г. он по поручению Петра I составлял корабельные кумпанства, указом царя было предписано с каждых 10000 дворов помещичьих крестьян строить корабль. Мещерино дважды посещала Екатерина II. Граф Пётр Борисович первый раз принимал ее на пути в Коломну в 1764 г., второй раз в 1775 г В селе были наскоро построены 14 деревянных домов для более чем 500 человек свиты Провожали Екатерину II с 1000 факелов, ехали между расставленных смоляных бочек. Храм Рождества Божией Матери построен Б. П. Шереметевым в конце XVII в. Возобновлён его другим сыном — графом Сергеем Борисовичем (который в нём и похоронен). Он уступил свою половину имения (свыше 35000 душ) брату, а сам посвятил себя молитве и заботе о нищих. Он был женат на меньшей из 28 живых детей князя Якова Ивановича Лобанова-Ростовского — Фетинии. В церкви был иконостас, по преданию подаренный Борису Петровичу Папой Римским, и древняя храмовая икона Рождества Божией Матери, у которой в 1691 г. произошло исцеление пять лет не ходившей женщины. В 1824 г. крепостной Шереметевых, Яков Ермаков, завёл в селе ткацкую мануфактуру, которая стала самой большой в округе. Он выкупился на волю, а затем купил и само село (и снял статую с дома). В 1843 г. Ермаковы пристроили к церкви трапезную и колокольню, потом к колокольне — здание богадельни. В 1895 г. Флор Яковлевич умер, завещав свыше 3 млн. руб. для раздачи бедным «на помин его души». Столь большую сумму раздать было непросто, на каждого жителя приходилось около 2-х рублей — значительная сумма для бедняка. Опасались, что может произойти катастрофа серьёзнее ходынской. К 1902 г. сумма достигла 3 миллионов 350 тысяч рублей. К тому времени второй душеприказчик, сын покойного Дмитрий и брат Фёдор умерли. Комитет министров разрешил вдове Ф. Я Ермакова, Екатерине Корнильевне, изменить завещание. 888 тыс. руб. она получила сама на благотворительные нужды, 250 тыс. разошлось бедным родственникам и прочим нуждающимся, 100 тыс. было выделено для создания капитала на раздачу пособий бедным невестам крестьянского, мещанского и ремесленного сословий, 800 тыс. — на устройство ремесленного училища, столько же — попечителям Хитрова рынка на создание ночлежных домов. В 1938 г. храм был закрыт, в нём устроен склад. В 1967 г. здание переоборудовано под Дом культуры. В 1995 г. основной объем храма передан общине верующих.

Церковь Преображения Господня пос. Михнево

Церковь Преображения Господня пос. Михнево

Пристанционный пос. Михнево, разрастаясь, включил в свои границы старинное С. Мясное на р. Каширке, относившееся к Серпуховскому уезду В селе издавна стояла деревянная церковь Святителя Николая. В 1820 г. у дьячка Никольской церкви Семёна родился сын Феофан, будущий епископ Владикавказский Феодосии (Рождественский, 1820-1895). В 1874 г. на средства прихожан и на церковные суммы был построен ныне существующий каменный храм Преображения Господня с приделами святителя Николая и великомученика Димитрия Солунского в трапезной и с трёхъярусной колокольней. В советское время храм был закрыт, разрушены его глава и колокольня. В 1990-х гг. передан общине верующих, началось восстановление. Построен новый крестильный храм.

Церковь Покрова Божией Матери с. Мышенское

За Семёновским дорога круто спускается с горы, на которой стоит усадьба. Путь, ответвляющийся от основной дороги влево, вскоре приводит в старинное с. Мышенское на р. Меремрежке. В начале XVII в. Мышкино (так оно тогда называлось) было дворцовым селом, в котором уже в 1626 г. стояла деревянная церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Оно сохранило старую планировку, дома стоят по высоким берегам реки, образуя у церкви площадь, на которой когда-то шумела сельская ярмарка. В конце XIX в. в селе ещё стоял деревянный храм Покрова с приделами Тихвинской иконы Божией Матери и святителя Николая Мирликийского, построенный в 1800 г. Ныне существующий каменный трёхпрестольный храм, построенный во 2-й половине XIX в., неплохо сохранился, целы даже резные рамы иконостасов. Его выразительный силуэт открывается взору издалека. Вблизи храм сокрыт разросшимися деревьями.

Церковь Покрова Божией Матери с. Покровское

В трёх километрах от Мещерино, выше по течению р. Северки, находится с. Покровское, получившее название по древнему храму в нём. В основе своей храм построен в конце XVI в. и принадлежит к типу усадебных церквей, возводившихся в вотчинах ближайших родственников царя Бориса Годунова и представляющих собой композицию из бесстолпного одноглавого четверика с двумя симметрично расположенными приделами (один из которых освящён во имя мученика Никиты), повторяющими формы основного объёма храма. Похожие храмы в это же время строились в с. Большие Вяземы (Одинцовский район Московской области), Хорошово (г. Москва) и Спас-Михнево (был в Раменском районе, разрушен в 1950-х гг.) В древности храм был богато украшен, среди утвари в нём был вклад Бориса Годунова — дискос и лжица. Покровское принадлежало когда-то Волконским, а в XVIII и начале XIX вв. — Шереметевым. На рубеже веков храм был перестроен, повышены стены, переложены барабаны, растёсаны окна, покрытие храма с позакомарного изменено на четырехскатное, пристроена трапезная, позднее — колокольня. В середине XIX в. владельцем села был чиновник Коллегии иностранных дел Павел Матвеевич Азанчевский (1789-1866). В советское время храм был закрыт и пришёл в запустение.

Церковь Михаила Архангела с. Починки

Церковь Михаила Архангела с. Починки

От Хатуни в Починки можно пройти как по левому, так и по правому берегу р. Лопасни. Путь по правому берегу лежит через деревню Залуги, в которой сохранилась каменная часовня. В с. Марьинском (Починки тож) с 1646 г. стояли, сменяя друг друга, деревянные храмы. В 1842 г. на месте прежнего деревянного построен ныне существующий каменный храм Архистратига Божия Михаила с приделами мученицы Параскевы и святителей Афанасия и Кирилла Александрийских. Тяжелый фриз, как бы придавивший шестиколонные лоджии, создает впечатление торжественности и мощи, словно городской собор по ошибке попал в лес и стал посреди съёжившегося за годы советской власти села.

Церковь Державной иконы Божией Матери п. Приокск

Как таковой п. Приокск территориально расположен в границах г. Ступино и в свое время был создан как городок служащих ФАПСИ. В настоящее время поселок — неотъемлемая часть города. В 2000г. по желанию верующих была создана община и по благословению Правящего Архиерея Московской Епархии Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, зарегистрирован приход во имя Державной иконы Божией Матери. В данный момент ведется подготовка к строительству церкви на территории поселка, а главой поселковой администрации выделено помещение для временного пребывания общины, где регулярно совершаются службы.

Церковь Святителя Николая Мирликийского с. Семёновское

Церковь Святителя Николая Мирликийского с. Семёновское

Семёновское-Отрада на берегу р. Лопасни хотя и претерпело огромные потери и разрушения, но всё же это одна из немногих в Подмосковье наиболее полно сохранившихся усадеб ХVIII-ХIХ вв. По разнообразию художественных ценностей, находящихся здесь даже и в наше время, после многих разграблений, она представляет собой настоящий музей русской культуры. В жилой усадьбе невольно отражается строй души владельца. То, что мы видим в Семёновском, — плод усилий графа В. Г. Орлова, В. П. Орлова-Давыдова и лучших архитекторов и художников того времени К. Бланка, Д. Жилярди, М. Быковского, К. Брюллова, Э. Боссе, крепостного зодчего Бабакина (Бабкина) и многих других. Усадьбу основал в 1774 г. граф Владимир Григорьевич Орлов, получив часть пожалованных брату Григорию земель. Владимир был младшим из пяти братьев. Средние из них — Григорий, Алексей и Фёдор — были бравые здоровяки, напористые, необузданные в желаниях. Владимир родился в 1743 г., в три года остался сиротой, из-за слабого здоровья жил в деревне на попечении няньки и был воспитан ею в духе благочестия, В 1763 г. послан в Лейпцигский университет, так как братья считали, что ввиду болезненности военная карьера для Владимира закрыта. В 1766 г. он был назначен директором Академии наук. Он имел оживлённые сношения с учеными и писателями, организовывал экспедиции (в том числе экспедицию Палласа), заботился о молодежи, обучавшейся за границей, принимал участие в составлении словаря русского языка. Уволен в конце 1774 г. после падения брата Григория. В 1775 г Владимир покинул Санкт-Петербург, поселился в Москве на Никитской улице и занялся своим имением. В 25 лет (по мнению братьев, рано) В. Г. Орлов женился на фрейлине Екатерины II — Елизавете Ивановне Штакельберг. Супружество длилось 49 лет и было на редкость счастливым. Имея огромную тягу к сельской жизни, Владимир Григорьевич заботливо благоустроил Отраду, в 1771 г. из Лондона привёз множество вещей — от кареты и фортепьяно до соломорезки и пожарной трубы. Сам он рассказывал: "Привел я лучшего в то время архитектора (предположительно К. Бланк или В. Баженов), и указал он мне обогатил пластику и ритмику фасадов колоннами, пилястрами, парапетами и фигурными аттиками, разместил открытые террасы на сооружённых им оранжереях с крытыми ведущими к ним галереями. В это же время Карл Брюллов писал для Отрады плафоны. Красивую ограду со львами на вратах проектировал Г. А. Боссе. В 1854 г, было построено здание больницы. Орловы владели имением до 1917 г. Отрада была настоящим музеем, имевшим первоклассное собрание картин (в 1918 г. в национальный музейный фонд отсюда вывезли более 40 картин кисти Перуджино, Караччи, Рокотова, Доу, А. Орловского и других художников). Усыпальницу украшали бюсты братьев Орловых работы Шубина. Имелась богатая библиотека. В советское время храм был закрыт, уничтожены внутреннее убранство и шпиль над колокольней. В 1993 г. здание передано общине верующих. В ужасающем состоянии находится усадебный дом. После революции здесь долгое время располагался дом отдыха КГБ, потом ФСБ, была начата реставрация. В наше время дом брошен. Окна выбиты, действию снега и воды подвергаются паркетные полы, стенная роспись.

Церковь Покрова Божией Матери с. Ситне-Щелканово

Церковь Покрова Божией Матери с. Ситне-Щелканово

Село стоит на р. Ситня — слева от шоссе, если ехать на Каширу. Внимание привлекает колокольня, очень похожая на малые башни Московского Кремля, но, подойдя ближе, видим безжизненные пустые окна трапезной и одиноко возвышающуюся западную стену храма. Сначала на этом месте стояла деревянная церковь с тем же названием. Её прихожане 12.12.1834 г. обратились к митрополиту Московскому Филарету с прошением о назначении к ним священника. В начале XX в. в селе построен прекрасный каменный храм Покрова с престолами святителя Николая Мирликийского и иконы Божией Матери Утоли Моя Печали в трапезной. В советское время он закрыт и в 1970-е гг. растащен на кирпичи для сараев и гаражей. В 1990-х гг. руины переданы общине верующих. Богослужения пока проводятся в колокольне. Завезли кирпич, община надеется восстановить храм.

Церковь иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира

Церковь иконы Божией Матери Знамение с. Старая Кашира

Поселение Кашира было основано в конце XIII-начале XIV вв. Великий князь Иван Красный в 1356 г. завещал сыну Димитрию деревню в устье р. Каширки. При Димитрии Донском Кашира стала городом. В конце XV — XVI вв. Кашира жаловалась в кормление бывшим Казанским царям Магмет-Амину (1496-1502), Абдул-Латыфу (1512-1516) и Шигалею (1532). В 1531 г. построена новая Каширская крепость. Она была деревянной, с высокими крепостными валами, сохранившимися до нашего времени у с. Городищи. Прямоугольная в плане крепость имела 8 башен (из них две проездные). В городе было 5 слобод (Плотничья, Белая (где находились осадные дворы местного дворянства), Чёрная (здесь жили ремесленники, не находившиеся на государственной службе и поэтому не освобождённые от несения посадского тягла — налога). Ямская. Рыболовная и 14 деревянных храмов. В XVI в. город около двадцати раз опустошался набегами татар. После Смутного времени крепость перенесли на другой берег Оки. Осталась лишь церковь иконы Знамения Божией Матери в Заречной слободе, в 1816 г. построенная в камне владелицей села помещицей Елизаветой Фёдоровной Ильиной. Главный алтарь храма был освящён в честь иконы Божией Матери «Знамение», два боковых — в честь святителя и чудотворца Николая и преподобного Сергия Радонежского.
В 1937 году в нашем храме совершал служение новомученик Церкви Русской священномученик Феодор Грудаков. После его ареста храм был закрыт.
С 2011 года настоятелем храма является священник Тихон Тимохин.
В 2015 году на территории кладбища «Старая Кашира» была построена Иоанно-Предтеченская часовня, приписанная к нашему храму.

Церковь Рождества Божией Матери с. Старая Ситня

Церковь Рождества Божией Матери с. Старая Ситня

Село стоит при впадении р. Ситни в Каширку. Старинный липовый парк указывает место, где располагалась усадьба. От неё до нашего времени дошла только церковь Рождества Божией Матери, построенная в 1767 г в стиле елизаветинского барокко и дополненная в конце XIX в. приделом мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. В начале XIX в. усадьбой владел Александр Сергеевич Власов (1777-1825)- камергер двора, библиофил, собиратель живописи, графики, произведений декоративно-прикладного искусства. Служа в Семёновском полку, он в Церковь Рождества Божией Матери с. Старая СитняПетербурге часто бывал в Эрмитаже, и у него зародилась мысль о создании собственной коллекции. Не имея больших средств, он начал собирать то, что было ему доступно, — гравюры. Эта страсть укрепилась в нём после знакомства с князем Александром Михайловичем Белосельским-Белозерским (1752-1809), действительным тайным советником, дипломатом, членом Российской Академии, писателем (пользовался в основном французским языком), чья коллекция произведений изобразительного искусства считалась одной из лучших в России. Александр Михайлович был знаком почти со всеми писателями своего времени, и среди них с Вольтером Руссо, Бомарше. В 1805 г. Александр Сергеевич женился на дочери князя Белосельского-Белозерского — Марии. В 1806 г. вышел в отставку, получив чин камергера. Богатое приданое жены (в том числе Старая Ситня} позволило ему переехать в Москву и всецело посвятить себя коллекционированию. Он покупал художественные ценности в России, его комиссионеры безвыездно жили в Париже и во многих городах Италии. За короткий срок возникла одна из крупнейших в Москве художественных галерей. Александр Сергеевич владел картиной Леонардо да Винчи «Святое семейство», Рафаэля «Богоматерь со спящим младенцем и малолетним Иоанном Крестителем», полотнами Рубенса, Рембрандта, Брейгеля, Босха, Тенирса Младшего, Корреджо, Карло Дольчи, Сальватора Розы, Терборха и других художников. У него было прекрасное собрание камей, в том числе античных, библиотека редчайших книг. В своем имении он разбил регулярный парк, цветники, построил оранжереи, в которые поместил собрание тропических растений, среди них находились вольеры с декоративными и певчими птицами редких пород. Александр Сергеевич был не просто владельцем, но и глубоким знатоком своих коллекций. На них ушло всё состояние его и жены. После его смерти почти не осталось наличных денег, но долгов насчитывалось 181 0000 рублей Коллекции были распроданы с аукциона. Его вдова Мария Александровна вместе с сестрой, знаменитой Зинаидой Волконской, в 1829 г. уехала в Италию. В советское время усадьба разрушена (сохранилась только часть парка), в закрытом в 1932 г. храме устроили тир. В 1996 г. руины переданы общине верующих, храм восстанавливается. При нём живут и работают, сменяя одни других, по несколько бывших наркоманов, чающих исцеления в труде и молитве и находящихся под началом у настоятеля о. Олега. Рядом со Старой Ситней, по рассказам местных жителей, в усадьбе Лермонтово, жила семья, которая вела свой род от жившего в XVIII в. Михаила Петровича Лермонтова, брата прадеда поэта. Она имела отношение к построению в конце XIX в. придела мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в храме с. Старая Ситня.

Церковь Рождества Божией Матери с. Старое

Церковь Рождества Божией Матери с. Старое

С. Старое в бывшем Коломенском уезде известно с XVII в. От частых набегов татар и разорения в Смутное время село к 1620 г. обратилось в пустошь. В 1775 г. в селе была построена деревянная церковь Рождества Божией Матери. Ныне существующая каменная трёхпрестольная церковь Рождества Божией Матери (другие престолы пророка Божия Илии и святителя Николая) возведена на средства купеческого семейства Измайловых в 1893 г. Рядом с храмом — развалины церковного дома. На поле поблизости раньше стояла каменная часовня в память одной из битв Смутного времени. В советское время храм был закрыт.

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери г. Ступино с. Среднее

Церковь Тихвинской иконы Божией Матери г. Ступино с. Среднее

Храм с. Среднее теперь нелегко найти среди наступающих на берег Оки со стороны Ступино коттеджей. Древнее село от частых татарских набегов в XVI в. и разорения в Смутное время к 1620 г. обратилось в пустошь с местом церковным вместо церкви. В XVII в. оно принадлежало Троицкому Белопесоцкому монастырю Здесь был построен деревянный храм Великомученика Димитрия Солунского. С 1764 г. село управлялось Коллегией экономии. В 1819-1821 гг. построен ныне существующий каменный храм Тихвинской иконы Божией Матери. В 1862 г. расширена трапезная, в которой освящены престолы во имя великомученика Димитрия Солунского и преподобного Сергия Радонежского. После закрытия и разорения Троицкого Бепопесоцкого монастыря чудотворная монастырская икона Божией Матери «Утоли Мои Печали» была спасена верующими и передана в Тихвинский храм с. Среднее. В советское время храм закрывался только на короткий срок, но многие священнослужители репрессированы. 25 ноября 1937 г. на Бутовском полигоне близ Москвы расстреляны священник Тихвинского храма о. Алексий Колоколов (род. 1891} и бывший игумен, псаломщик того же храма Фёдор Иванович Тарасов (род. 1884, его монашеского имени нет в деле). Через две недели, 10 декабря 1937 г, на том же полигоне расстрелян служивший в храме с. Среднего игумен Назарий (Павлов, род. 1881). Некогда этот храм был одним из двух совершавших богослужения в советское время на территории Ступинского района.

Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Суково

С. Суково {до революции писали Сухово) стоит на берегу пруда. Здесь в 1745 г., в усадьбе Е. А. Ярославовой была построена ныне существующая каменная церковь Казанской иконы Божией Матери с приделом преподобного Андрея Критского в трапезной. Колокольня пристроена в начале XIX в. К храму с. Суково были приписаны церкви с. Батайки и погоста Кременье. Настоятель храма, игумен (с 1936 г.) Мефодий (в миру Николай Михайлович Иванов, род. 1899) был в 1929 г. арестован и вернулся из ссылки через три года. 30 августа 1937 г. вышел оперативный приказ Ежова № 00447, где «церковники» были отнесены к «антисоветским элементам» на втором месте после кулаков, но перед членами враждебных строю политических партий. По всей стране начались массовые расстрелы священнослужителей по заранее установленным лимитам. Обвинение предъявлялось стандартное — «контрреволюционная агитация». Игумена Мефодия обвинили в том, что он «организовывал нелегальные сборища антисоветских монашеских элементов, вернувшихся из ссылки, вёл обширную переписку с ссыпкой, оказывал ссыльным материальную помощь, до последнего времени производил тайные пострижения в монашество». 8 ноября 1937 г. его приговорили к расстрелу. Храм закрыт и разорён. В 1990-х гг. руины переданы общине верующих. От усадьбы сохранялся скотный двор.

Церковь Покрова Божией Матери с. Хонятино

Церковь Покрова Божией Матери с. Хонятино

Ныне существующая каменная церковь Покрова Божией Матери с приделом великомученика Георгия Победоносца возведена в 1828 г. В с. Хонятино в крестьянской семье родился архитектор Николай Петрович Краснов (1864-1939). В 1885 г. он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Построил в Крыму ряд дворцово-парковых ансамблей, в том числе императорский дворец в Ливадии, был автором генерального плана г. Ялты. После революции эмигрировал в Югославию, строил в Белграде.

Церковь Рождества Божией Матери с. Хатунь

Церковь Рождества Божией Матери с. Хатунь

Хатунь на р. Лопасне — одно из самых древних поселений Подмосковья. В XII в. это была крепость на границе Рязанского княжества, окружавшие её валы сохранились до нашего времени. В начале XIV в. Московское княжество расширилось до р. Оки, Хатунь утратила оборонное значение и превратилась в дворцовое село, центр волости. Позднее оно переместилось несколько выше по течению реки. До конца 1960-х гг. внутри крепостных валов стояла деревянная церковь Воскресения Христова на Городище. Церкви Рождества Божией Матери и Великомученика и Победоносца Георгия на посаде, также деревянные, существовали до начала XVII в. В 1497 г. жители Казани выгнали правившего ими Магмет-Аминя, ставленника великого князя Московского. Иоанн III послал на них войско. Казанские вельможи отправили посольство к Иоанну III. Смиренно извиняясь, но и виня Магмет-Аминя в угнетении народа, они сказали: «Хотим иметь иного царя от руки твоей, дай нам Абдыл-Летифа». Иоанн согласился. А чтобы удовольствовать Магмет-Аминя, ему в поместье дал Серпухов, Коширу (так она тогда писалась) и Хатунь, к бедствию жителей, которым он сделался ненавистен своей алчностью и злобным нравом. В 1708 г. Хатунская волость пожалована князю Григорию Фёдоровичу Долгорукову, послу в Польше, затем её унаследовал его старший сын Алексей, сын которого Иван приглашал сюда на охоту Петра И. После дела о подложном завещании этого императора волость конфискована у Долгоруковых и в 1773 г. пожалована графу А. Г. Орлову-Чесменскому (1737-1808). Алексей Григорьевич был наиболее деятельным из всех братьев. На нем лежала ключевая роль в государственном перевороте 1762 г., он был одним из исполнителей убийства свергнутого императора Петра III. В 1770 г. командовал Черноморским флотом и за разгром турок в Чесменской бухте пожалован титулом графа. Доставил в Россию выдававшую себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны княжну Тараканову. В 1774 г вышел в отставку. Занимался коневодством, вывел известную породу орловских рысаков. В 1785 г. на его средства построена ныне существующая каменная трёхпрестольная церковь Рождества Пресвятой Богородицы с приделами святителя Чудотворца и Воскресения Христова. Хатунь к началу XX в. превратилась в большое торговое село, застроенная двухэтажными каменными домами главная улица стала похожа на часть маленького города. В советское время храм был закрыт. Разрушены колокольня и завершение храма, в трапезной устроен второй этаж и прорезан ряд окон. В 1989 г. храм передан общине верующих и восстанавливается.

Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Четряково

Церковь Казанской иконы Божией Матери с. Четряково

Казанский_храм_ЧетряковоВ с. Четряково помещиком Макарием Стефановичем Беляевым была построена деревянная церковь с одним престолом в 1699г. В 1860г. тщанием подполковника Дмитрия Ефимовича Григорьева рядом со старым храмом, который впоследствии был разобран, была построена новая каменная церковь. Приход был небольшим и состоял из с. Четряково и с. Мясищево, приходских дворов в 1899г. было 50, в 1911г. — 47.

В начале ХХ века (1908-1920-е) в церкви служил священномученик Иоанн (Стрельцов), впоследствии погибший в застенках НКВД. Отец Иоанн содержал в Четряково на свои средства школу грамоты, в которой обучались дети прихожан.

В 1937г. Казанский храм в Четряково был закрыт. Кощунственно были вскрыты останки храмоздателя Димитрия Григорьева, похороненного в специально пристроенном к храму склепе. Храм был ограблен и брошен на произвол судьбы. От него остались три стены и полколокольни. Никто не думал, что храм будет когда-нибудь открыт и в нем будут возобновлены богослужения. Начало положил священник из соседнего села Авдотьино отец Виктор Сидорин (+2006). В конце 1990-х годов он стал приезжать и совершать богослужения на месте запустения. Почин отца Виктора не остался незамеченным. Господь подвиг благотворителя в лице Игоря Анатольевича Губанова на благое дело восстановления церкви. В 2003 году начались грандиозные работы. Рядом с храмом были возведены церковная сторожка и здание для хозяйственных нужд. В 2006 году церковь была окончательно восстановлена.

31 марта 2007 года на Лазареву субботу по благословению митрополита Ювеналия архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма в честь Казанской иконы Божий Матери в селе Четряково Ступинского района.

Церкви Покрова Божией Матери и Святителя Василия Великого с. Чиркино

Церкви Покрова Божией Матери и Святителя Василия Великого с. Чиркино

Село Чиркино на реке Реуте — старейшее владение Шереметевых. Стоящий над обрывом храм в честь Покрова Божией Матери возведен в первой половине XVI в. и был трехпрестольным. Придел во имя святителя Николая Мирликийского венчала отдельная глава. В конце XVII в. храм надстроен (четверик на треть высоты и весь восьмерик) владельцем села Василием Борисовичем Шереметевым. Позднее Петр Борисович Шереметев пристроил придел во имя апостолов Петра и Павла. Никольский придел возобновил Николай Петрович Шереметев.

Церковь во имя святителя Василия Великого построена в конце XVII в. В. Б. Шереметевым недалеко от Покровской в качестве родовой усыпальницы.

В советское время храм закрыли.

С 2000 г. в храме совершаются регулярные богослужения. Идут восстановительные работы.

Церковь Святой Троицы с. Щапово

Церковь Святой Троицы с. Щапово

Ныне существующая в Щапово каменная церковь была построена в 1765г. на срЦерковь Святой Троицы с. Щаповоедства владельца села, князя Семена Федоровича Волконского (1703-1768). Участник Семилетней воины, при императоре Петре III Волконский стал генерал-аншефом (1762г.) и членом Военной коллегии. Потом село перешло к его сыну Григорию Семеновичу (1742-1824), генералу от кавалерии. В 1896-1900 гг. к храму пристроили трапезную, в которой освящены приделы. Святителя Николая Мирликийского и иконы Божией Матери Утоли Моя Печали. В советское время храм был закрыт. В 1996 г. обветшавшее здание передано общине верующих и в данное время полностью восстановлен.